8 февраля 1855 года по инициативе частной английской фирмы «Пето, Брассей и компания» началось строительство первой в Крыму железной дороги для доставки орудий и снарядов к местам осадных работ. 19 января 1855 года в Балаклаву из Англии прибыла первая партия рабочих с главным инженером Джеймсом Бэтти, оттуда же доставили 1800 тонн рельсов, 6000 шпал, 300 тонн досок и около 2000 тонн различного груза, включая подъемные краны, вагоны-платформы, вагонетки, металлические канаты в три мили длиной и даже машины для забивания свай. 150 рядовых 39-го английского пехотного полка расчистили берега бухты от старых домов, деревьев и камней. В основном строительство завершили за семь недель - к 26 марта 1855 года.
Начинаясь у «Главного железнодорожного Двора», железная дорога проходила вдоль западного берега Балаклавской бухты и от Бриллиантовой пристани на восточном берегу, затем двойная колея шла до Кады-Коя, поворачивала влево, огибая Французский холм, поднималась несколько выше и, немного повернув на север, шла до перекрёстка грунтовых дорог, где сейчас 10-й километр Балаклавского шоссе, проходила мимо хутора генерала Бракера и доходила до Воронцовского шоссе (старая Ялтинская дорога).
Традиционно считалось, что длина железной дороги составляла семь миль, то есть 11 километров. Но, по мнению английского инженера Брайена Кука, автора книги «The grand Crimean central railway.» (1990 г.), вместе с ответвлениями железная дорога была в два раза протяженнее - около 14 миль (22,5 км), а если учесть повороты, запасные пути, то до 20 миль (32 км).
К концу 1855 года от основной линии на плато Сапун-горы, правее главной квартиры английской армии, были построены ветки к позициям 1-й, 3-й и Лёгкой дивизий, а к началу сентября 1855 года - к сардинскому лагерю в сторону горы Гасфорта.
Вагонетки с грузом передвигались мулами и лошадьми со скоростью 20 миль (около 32 км) в час. Для ускорения перевозки грузов из Великобритании доставили паровозы, каждый из них имел название: «Содружество», «Победа», «Лебедь» и «Чёрный бриллиант». Применялись они только на ровном отрезке железнодорожного полотна от Балаклавы до Кады-Коя.
После окончания Крымской войны железную дорогу разобрали и продали турецкой компании. По одним сведениям, это сделали сами англичане, по другим, - русские.
В 1856 году перед уходом из Крыма англичане на скале в районе Кады-Коя установили мраморную доску с мемориальной надписью в честь постройки железной дороги, но уже летом 1860 года, её вырвали из скалы и разбили. По объяснению Таврического гражданского губернатора генерал-лейтенанта Г.В. Жуковского, это сделали по личному приказу Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа А.Г. Строганова.