Расположен на Гераклейском полуострове между Мраморной балкой и мысом Фиолент на верхней террасе берега, отвесно обрывающегося с запада к морю. Первое известное документальное упоминание о монастыре М. Броневского относится к 1578 году. По церковному преданию, его основали в 891 году. Согласно одной из легенд, годом ранее буря застала у этих берегов несколько греков, их судно неслось на расположенную в море скалу. Гибель казалась неизбежной, но они обратились к Святому Георгию, и шторм прекратился. А на скале спасённые обнаружили икону с изображением Святого. Через год они основали здесь монастырь.
До присоединения Крыма к России обитель находилась в зависимости от Константинопольского патриарха. В 1794 году ее подчинили Святейшему Синоду и стали официально именовать Балаклавским Георгиевским монастырем, а 26 марта 1803 года она стала базовой для флотских иеромонахов. В тот же день утвердили штат монастыря: настоятель, четыре монаха и 13 иеромонахов. Они несли службу на военных судах, во флотских экипажах, в далеких гарнизонах на Кавказе: в крепостях Сухум-Кале, Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминова, в укреплениях Гагры, Бомборы, Наваринское, Пицунда... В 1814 году в монастыре построили церковь Св. Георгия вместо снесенного древнего храма (архитектор И. Дамошников). Купол был установлен на цилиндрическом барабане со световыми проемами, вход оформлен портиком с дорической колоннадой и треугольным фронтоном. Со временем у входа в храм появились мраморные и медные мемориальные доски с перечислением царственных особ, посетивших монастырь: императора Александра Г; императора Николая I с императрицей Александрой Федоровной, наследником Великим князем Александром Николаевичем и Великою княжною Марией Николаевной; Великой княжны Елены Павловны. Здесь же имелась надпись: «Создан храм сей во имя Великомученика и Победоносца Георгия, Проректорством и благодеяниями князя Александра Николаевича Голицына, помощью же адмирала Ушакова, иеромонаха Анания и многих православных Христиан, трудами и стараниями митрополита Хрисанфа, 1810 года», а также доска с текстом: «Генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф Иван Осипович Витте, родился в 1772 году; скончался 21 июня 1840 года, на 68-м году от рождения». Ниже был выбит герб графа (СГГА, ф. 20, оп. 1, ед. хр. 177, л. 64-65, 71, 71 об.).
В 1850 году монастырь возвели в первый класс. В том же году построили еще один храм - во имя Воздвиженья Честного Креста Господня по проекту архитектора В.А. Рулева. Здание сохранилось. В 1846 году на средства купца из Карасу-Базара И. Гущина оформили монастырский источник Святого Георгия, сохранившийся в том виде доныне. Портик из крымбальского известняка с двумя трехчетвертными колоннами из балаклавского мраморовидного известняка, с лотосовидными капителями, несущими полный антаблемент с треугольным фронтоном. Стена источника выложена серо-зеленым гранитом. Из этого же материала сделаны небольшая памятная доска, напоминающая о благодеянии Иакова Гущина, и бассейн, в который стекает водица. Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря - Георгия Победоносца верхом на коне, поражающего копьем змея.
В 1843 году по проекту 2-го архитектора Южного берега Крыма СП. Дево соорудили контрфорсы, укрепившие склон горы, на котором построены монастырские здания. В годы Крымской войны настоятель архимандрит Герон-тий и иеромонахи оказались в плену, в монастырь вошли англичане и французы. В монастыре ежедневно шла служба. Охраняемые французами, монахи молились за победу русского оружия. Из монастыря никого не выпускали, все необходимое для жизни и службы доставляли из Камышовой бухты - базы французской армии.
Погост монастыря, где нашли свой последний приют служители обители, знатные вельможи, генералы и адмиралы, балаклавские греки и люди, о которых история сохранила весьма скудные сведения, находился наверху горы, возле храма Святого Воздвиженья. Образовался он, видимо, сразу после основания монастыря. Известны и захоронения в церквях обители. Время и войны не пощадили некрополь, утрачены могилы, надгробия.
Сохранившиеся же сведения о тех, кто погребен в монастыре, расширяют наши знания об этой обители, являются дополнительным источником в изучении ее истории. Самое раннее известное захоронение датируется 1775 годом это могила Гервасия Сумельского - иеромонаха и путешественника из монастыря Сумела (современная Турция). Знакомясь с Крымом, он прибыл в Георгиевский монастырь, где и скончался. Здесь же был погребен настоятель митрополит Хрисанф Новопатрский, умерший в 1824 году на 92-м году жизни. На его могиле балаклавские греки в 1893 году возвели часовню, сохранившуюся до наших дней. Больше века прожил в обители монах-отшельник Калинник (1692-1808 гг.), скончавшийся в возрасте 116 лет.
В монастыре похоронены князь А.Н. Голицын (в храме Св. Георгия), много сделавший для процветания обители; родственник народоволки Софьи Перовской, друг Пушкина, Жуковского и многих декабристов, губернатор Оренбургской губернии граф В.А. Перовский; генерал от кавалерии граф И.О. Витт (Витте); участник Отечественной войны 1812 года генерал-майор Н.И. Тригони; академик живописи А.Е. Карнеев, участвоваший в росписи храма Св. Николая на Братском кладбище в Севастополе, и его жена Александра Фоминична; участник обороны Севастополя 1854-1855 годов вице-адмирал Н.М. Соковнин и Любовь Петровна Соковнина (урожденная Папенгут). Здесь же были погребены вдова майора Фотиния Сорочан, скончавшаяся 3 июля 1855 года, А.Н. Чапо-ни, Е.И. Бамбука и многие священнослужители - настоятель монастыря архимандрит Евтихий, иеромонахи Моисей, Акинф, Иезикил, Платон, Анастасий, Феоктист, Антоний - студент Казанской духовной академии...
Правитель Таврической губернии граф В.В. Коховский, скорбя о смерти своей жены, пожелал, чтобы ее погребли на кладбище Свято-Георгиевского монастыря. Затем он приказал построить на ее могиле часовню из блоков, колонн, фрагментов храмов древнего Херсонеса. Но что-то помешало графу осуществить свой замысел.
Балаклавский Георгиевский монастырь привлекал всех, кто знакомился с таинственной Тавридой: царей и путешественников, авантюристов и поэтов, писателей и художников. Его посещали К.И. Таблиц и П.С. Паллас, П.И. Сумароков и И.М. Муравьев-Апостол, швейцарский исследователь Дюбуа де Монпере и Оммер де Гель, А.Л. Бертье-Делагард, А.С. Грибоедов, А.П. Чехов, И.А. Бунин, в сентябре 1820 года - Александр Пушкин... Наверное, легче перечислить тех, кто проехал мимо обители, а на первое место поставить Екатерину Великую, так и не увидевшую этот неповторимый, овеянный мифами и легендами уголок ее империи.
На территории монастыря, на склоне горы, находился дом адмирала М.П. Лазарева, где он отдыхал и работал, были сооружены гостиницы, флигеля для флотских офицеров, братский корпус.
В 1891 году при настоятеле игумене Никандре монастырь без особой пышности отметил свой тысячелетний юбилей. Готовясь к приезду гостей, к морю провели новую дорогу и лестницу, ставшую достопримечательностью монастыря: самую протяженную в Крыму - более 800 ступеней. Предполагаю, что их было 891. Романтическая лестница-трап сохранилась до наших дней, правда, после своеобразной реконструкции число ступеней изменилось. На скале Святого явления (Георгиевской), где, согласно легенде, спасшиеся греки обнаружили икону Георгия Победоносца, водрузили каменный крест с изображением святого, поражающего дракона, датами «891-1891» и памятной надписью. В скале вырубили ступени. В ходе подготовки к юбилею петербуржец А.А. Хвостов издал альбом с видами монастыря тиражом лишь в тысячу экземпляров, ставшим сразу библиографической редкостью.
После юбилея приступили к восстановлению пещерного храма, обнаруженного в 1891 году в горе позади храма Святого Георгия. После осмотра его таврическим епархиальным архитектором К. Дорошенко архитекторы Н.М. Чагин и В.А. Фельдман выполнили проект пещерного храма Рождества Христова, решенного в чистых формах греческой классической архитектуры. К реставрационно-восстановительным работам приступили 29 февраля 1892 года, завершив их через год. Средства на его возрождение пожертвовал подрядчик, позже городской голова - А.А. Максимов. Фасад церкви, выполненный из инкерманского камня, и ныне поражает красотой, изяществом резьбы и тщательностью отделки. Фасад нижнего яруса храма представлял собой глухую стену с входным проемом, обрамленным небольшим порталом в центре.
Слева и справа на перекрытие первого яруса ведут пологие пандусы. Престол и кафедра вырублены в скале. Второй ярус - в виде прижатой к скале небольшой часовни - состоит из трех сомкнутых полуциркульных арок, опирающихся на столбы. Центральная арка, увенчанная крестом, в свою очередь, заполнена легкой трех-частной византийской аркадой. В мозаичном полу второго яруса имеются даты «891-1891». Проект иконостаса был выполнен В.А. Фельдманом. В 1908 году на территории монастыря при разбивке огорода и расчистке площадки для строительства кельи метрах в двадцати пяти ниже трапезной (здание сохранилось, перестроено) монахи обнаружили еще одну пещерную церковь, исследованную и датируемую известным знатоком Крыма А.И. Маркевичем IX веком. Остается только сожалеть, что, возможно, самая древняя, основанная греками пещерная церковь, положившая начало Георгиевскому монастырю, засыпана, забыта и после 1908-1909 годов исследования на этом месте не проводились. Лишь несколько лет тому назад археолог Т.Ю. Яшаева, проведя археологическую разведку, обнаружила подъемный материал, датируемый ею XII веком.
В дни празднования 1000-летнего юбилея у монахов появилась мысль устроить в обители обширный соборный храм. В 1909 году архитектор Крымской и Симферопольской епархии Ларионов разработал проект храма во имя Вознесения Господня, Святого Николая Чудотворца и Святой царицы Александры (по другим данным - в честь Вознесения Господня). Изучение эскизного проекта позволяет утверждать, что зодчий спроектировал большой крестово-купольный двухъярусный пятиглавый храм в византийском стиле, с доминирующим центральным барабаном и развитым трансептом. В каменоломнях Инкермана для него стали резать блоки. Место для строительства облюбовали около пограничного поста № 31, находящегося возле монастыря. 17 октября 1898 года Николай II с императрицей Александрой Федоровной, прибыв в Георгиевский монастырь из Ливадии, заложили первые символические камни соборного храма, положив в его будущий фундамент золотые монеты и «серебряную доску с начертанными на ней словами о закладке храма». Но первые камни, заложенные императорской четой, оказались и последними. Грянул семнадцатый год. Отношения атеистического Советского государства и церкви оказались сложными и подчас трагичными.
Георгиевский Балаклавский монастырь ликвидировали и 29 ноября 1929 года передали курортному тресту. Еще в мае закрыли все церкви. Пещерную отдали музейному объединению, остальные - санаторию Осоавиахима. Уникальный храм Святого Георгия им, видимо, сильно мешал, и его просто снесли, а заодно и надгробные памятники монастырского некрополя.
Возрождение обители началось в 1991 году, когда по благословению Владыки Василия, трудами благочинного Георгия Полякова 14 сентября в дни празднования 1100-летия основания монастыря на Георгиевской скале водрузили семиметровый крест взамен утраченного. Правда, не каменный, а металлический. Освятили его в храме Святого Николая на Братском кладбище защитников Севастополя 1854-1855 годов, доставили вертолетом и установили на прежнем месте.
22 июля 1993 года совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав религиозной организации -Свято-Георгиевского мужского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московской патриархии.
Многое по восстановлению обители сделал наместник монастыря архимандрит Августин (в миру Александр Половецкий), с которым мне приходилось нередко встречаться, беседовать, обсуждать проблемы реставрации и восстановления утраченных храмов. К сожалению, этот одаренный человек, подвижник, просвященный священнослужитель погиб в сентябре 1996 года в автомобильной катастрофе в России.
Ныне на территории монастыря идут восстановительные работы. Разработан проект храма Святого Георгия (архитектор ГС. Григо-рьянц), восстановлены братский корпус и бывшая трапезная. При расчистке фундамента храма Святого Георгия были обнаружены останки князя А.Н. Голицына (но другой версии - графа И.О. Витте), совсем недавно - в склепе около часовни митрополита Хрисанфа Ново-патрского, видимо, останки дворянки Иваненко (а может быть, графини Коховской). Хочется напомнить святым отцам, что монастырь Святого Георгия - это не только культовое учреждение, но и памятник истории - составной части культурного наследия нашего региона. Не стоит забывать подвижническую деятельность архимандрита Августина, который не только мудро управлял своей паствой, но и не
гнушался выслушать советы и мнения специалистов, которым далеко не чуж ды история и судьба древнейшего крымского монастыря.