Находится в сквере около кладбища Коммунаров. 5-й бастион входил в первую дистанцию оборонительной линии под командованием генерал-майора А.О. Аслановича. К моменту высадки десанта в Крыму на бастионе стояла только казарма с закругленным фасадом, такая же, как на первом бастионе. Ее спешно вооружили, установив пять орудий внутри башни и шесть пушек на верхней платформе. Левее пятого бастиона построили редут №1, получивший название по имени командира лейтенанта М.П. Шварца.
Командиром бастиона назначили капитан-лейтенанта 44-го флотского экипажа Д.В. Ильинского. После отражения 1-й бомбардировки города, в ноябре! 854 года, защитники бастиона в его тылу возвели еще одно укрепление - редут, названный Чесменским по имени корабля «Чесма», моряки которого его и сооружали.
Именно на 5-м бастионе в период обороны один из моряков 39-го флотского экипажа изобрел превосходную защиту от штуцерных пуль неприятеля. Над своей пушкой у амбразуры он повесил тросовые маты, которые штуцерные пули противника не пробивали. Глядя на товарища, и другие стали заботиться о сохранении своей жизни. Капитан 1 ранга А.А. Зорин, увидев эту защиту, приказал сделать такие щиты над всеми амбразурами 5-го бастиона. Вскоре это изобретение переняли все защитники, а позже и противник. Щиты из канатов, появившиеся на 5-м бастионе, явились прототипом броневых щитов современных артиллерийских орудий. На редуте Шварца вместе со взрослыми сражался 10-летний Коля Пищенко. Его отец - матрос 2 статьи 37-го флотского экипажа Тимофей Пищенко погиб 27 марта на батарее Г.Н. За-будского, а Николай, перейдя на редут Шварца, состоял при небольших мортирах. Несмотря ни на какие убеждения, подвергаясь постоянным опасностям, он никак не хотел расставаться с ними, говоря: «Маркелами (мортирами. - Авт.) заведую, при них и умру». Узнав о юном бомбардире и исключительной меткости его огня, главнокомандующий русской армией князь М.Д. Горчаков наградил Николая Пищенко серебряной медалью «За храбрость» и приказал отправить его в Петербург в школу кантонистов. Позже медаль заменили на знак отличия Военного ордена. Когда Коля уезжал в столицу, ему еще не исполнилось одиннадцати лет, но он имел за плечами одиннадцатилетний стаж военной службы. Указ Александра II о том, что месяц сражений во время обороны засчитывать за год, распространялся и на Николая Пищенко.
В районе 5-го бастиона велись контрминные работы, с него совершались многочисленные вылазки. Упорный бой шел за бастион 27 августа 1855 года. Французам удалось захватить редут Шварца, но солдаты Минского и Екатеринбургского полков выбили их с укрепления.
К 50-летию обороны на территории бастиона разбили сквер, в юго-западной части которого ограда оформлена в виде мемориальной стенки. Разбивку сквера на бастионе, люнете Белкина и на редуте Шварца сделал О.И. Энберг. Великий князь Александр Михайлович утвердил его проект 20 октября 1904 года в Санкт-Петербурге. Проект Энберга предусматривал установку памятников воинам 5-го бастиона, люнета Белкина и редута Шварца. Последний осуществлен не был.
Памятник воинам 5-го бастиона - гранитный обелиск высотой 6,6 метра, увенчанный стилизованным древнерусским шлемом из гранита. На гранях памятника перечислены части, защищавшие 5-й бастион. Окончательного мнения об авторстве монумента нет. Вполне возможно, что О.И. Энберг выполнил его проект вместе с благоустройством так, как он сделал это на Камчатском люнете, а архитектор А.А. Кольб доработал проект памятника воинам 5-го бастиона.