В период боевых действий в Крыму потери английской армии составили около 23 тысяч. Ещё в ходе мирных переговоров в Париже английский уполномоченный лорд Кларендон обратился к графу А.Ф. Орлову «с уверенностью, что он не сомневается в согласии России сохранить в целости под Севастополем и в других местах русской территории могилы павших воинов союзной армии и памятники, воздвигнутые англичанами и французами над кладбищами погибших в бою».
В 1882 году в трёх километрах от Севастополя по Воронцовскому шоссе (старая Ялтинская дорога), в 500 метрах южнее, на средства Великобритании было устроено английское военное кладбище. На него перезахоронили останки английских воинов с других некрополей, но далеко не со всех. Ведь на территории Крыма от Севастополя до Балаклавы и от Камышовской бухты до реки Чёрной (не считая Альму и Керчь) располагались 130 английских кладбищ и мемориалов. Одиннадцать из них бригадный генерал Дж.М. Эдви и полковник С.Дж. Гордон, инспектируя в 1872 году английские памятники и места захоронений, уже найти не смогли.
Собирательный некрополь получил название Каткартов холм по имени генерала Георга Каткарта, там погребённого.
Младший сын графа Вильяма Каткарта, в своё время британского посланника в России, кавалера ордена Снятого Георгия 4-й степени, Г. Каткарт участвовал в сражении при Ватерлоо, в период осады Севастополя командовал 4-й английской дивизией. Он погиб 24 октября 1854 года в Инкерманском сражении.
На этом же кладбище были похоронены английские генералы: Гольди, Торренс, Кемпбел, Сренгвейс... По некоторым данным, на нём имелось около 450 общих и индивидуальных могил. Многие надгробия выполнил скульптор Б.В. Эдуарде.
Кладбище находилось в ведении английского консула. На благоустройство некрополя и для поддержания порядка ежегодно выделялось триста фунтов. У входа, на воротах которого красовался мальтийский крест, была построена сторожка.
Константин Симонов, посетивший Каткартов холм, написал в 1939 году:
К солдатам на последние квартиры
Корабль привёз из Англии цветы,
Груз красных черепиц из Девоншира,
Колючие терновые кусты.
Солдатам на чужбине лучше спится,
Когда холмы у них над головой,
Обложены английской черепицей,
Обсажены английскою травой.
На медных досках, на камнях надгробных,
На пыльных пирамидах из гранат
Английский гравер вырезал подробно
Число солдат и номера бригад.
Осматривая кладбище, поэт размышлял:
... уже дряхлеют даты
На памятниках дедам и отцам.
Спокойно спят британские солдаты.
Мы никогда не мстили мертвецам.
Но спокойствие длилось недолго. Во время обороны Севастополя 1941-1942 годов по холму Каткарта проходили позиции защитников Севастополя. Часть ограды кладбища и сторожки использовали при строительстве блиндажей и дзотов оборонительного рубежа. Кладбище сильно пострадало, но в 1944 году ещё существовало. В феврале 1945 года, находясь в Крыму на Ялтинской конференции, английское воинское кладбище посетил премьер-министр Великобритании У. Черчилль с дочерью Сарой. Существует легенда, что его родственник, тоже представитель семьи герцогов Мальборо, погиб в Балаклавском сражении и похоронен в Севастополе. Впрочем, документальных подтверждений тому автор не обнаружил, да и сам Черчилль в мемуарах почему-то об этом историческом факте скромно промолчал.
В последующие годы кладбище пришло в запустение, почти все надгробия были утрачены. Чудом сохранилась плита с могилы генерала Г. Каткарта. В настоящее время территория некрополя полностью занята садово-огородными участками. 27 октября 1991 года по просьбе англичан на вершине холма Каткарта был открыт памятный знак с текстами на английском и русском языках. В том же году решением Севгорисполкома на холме отвели 1,04 га земли для возведения мемориального комплекса. Его авторы - архитектор Константин Злыдин и Валерий Иванов - учли в проекте пожелания англичан: полковника Ланкастера и помощника военно-морского атташе Великобритании Робина Девиса. В июне 1992 года состоялась церемония закладки мемориала. Первый символический камень заложил бывший премьер-министр Великобритании лорд Д. Каллаген, а 7 сентября уже открыли первую очередь мемориального комплекса. Но мемориалу, как и английскому кладбищу, тоже не повезло. Наспех сооруженный из некачественных материалов, он быстро пришел в запустение. Не помогла и частичная реконструкция мемориала, проведенная английским архитектором Кеном Хортоном. В настоящее время мемориал находится в плачевном состоянии. Решение принято «соломоново»: построить новый английский мемориальный комплекс в районе посёлка Дергачи. Земля отведена, проект разработан киевским архитектором Ю.П. Олейником.
И, возможно, совсем скоро удивлённые севастопольцы станут свидетелями строительства очередного английского мемориала. Но холм Каткарта всегда будет притягателен для жителей Туманного Альбиона. Ещё в 1856 году в Лондоне анонимный автор, сделав любопытное описание кладбища на Каткартовом холме, пророчески утверждал, что оно «будет местом паломничества англичан, пока будет существовать Англия». Он оказался, конечно, прав. После долгого перерыва холм вновь стал посещаем. В последние годы здесь побывали многие: посол Великобритании в СССР сэр Родерик Брейтуэйт, контр-адмирал Александр Ричардсон - командующий флотом подводных кораблей ВМС Великобритании, лорд Алан Каткарт - потомок Георга Каткарта, Майкл Спрингрис - потомок графа М.С. Воронцова, экс-президент США Джеральд Форд... В октябре 1998 года в Севастополе побывала английская делегация, среди которой находился посол Великобритании в Украине Рой Стивен Рив, военно-морской атташе Каперанг Литтлбой и начальник оборонного штаба Великобритании генерал Генри Гетри, отметивший, что «мемориалы и памятники существуют не для того, чтобы праздновать годовщины битв, а с целью напоминать потомкам о том, сколько жизней уносят кровавые события, и не допускать их впредь».
Не обошли своим вниманием места былых сражений и британский мемориал и члены Британской королевской семьи: в 1994 году герцог и герцогиня Глостерские с сыном графом Олстерским, в ноябре 1996 года - наследник английского престола принц Чарльз Уэльский, в апреле 2002 года - брат королевы Англии Елизаветы Второй Его Высочество принц Майкл Кентский.