Исторически сложившийся ансамбль Приморского бульвара, раскинувшегося в центральной исторической части Севастополя, состоит из тесно взаимосвязанных и композиционно слитых частей и архитектурных объемов, распланированных и благоустроенных в разное время.
Собственно, начинается он на Николаевском мысе, где ещё до основания города по указанию А.В. Суворова возвели земляную батарею. Позже, в 1837 году, вместо неё заложили трехъярусную казематированную батарею, названную в честь императора Николая I. Завершённая в 40-е годы, она предназначалась для обороны входа на рейд и защиты входа в Южную бухту. Укрепление не имело себе равных во всех российских приморских крепостях. Оно имело двухъярусный левый и трехъярусный правый фасы, 194 орудийных каземата, семь бойниц для запуска ракет и 24 - для ружейной обороны со стороны города. Вооружение состояло из 105 орудий. На 13 сентября 1854 года на ней имелось: 10 3-пудовых бомбовых пушек, 63 24-фунтовые пушки и 32 1-пудовых длинных единорога. Артиллерийская прислуга состояла из 585 человек. Протяжённость батареи составляла 460 метров. Вдоль фасада, обращенного к городу, проходила галерея. На фронтоне здания размещался рельеф двуглавого орла с шестиметровым размахом крыльев со щитом, на котором был изображён Святой Георгий Победоносец.
Николаевская батарея принимала участие в отражении первой бомбардировки города 5 октября 1854 года. В последние два месяца обороны в казематах батареи располагались штабы, церковь, аптека, госпиталь, городское начальство, там же жили офицеры и находилась квартира начальника гарнизона графа Д.Е. Остен-Сакена. На батарее жили и американские хирурги, принимавшие участие в Крымской войне на стороне русских: Кинг, Дрейпер, Турнипсид, Харрис, Макмиллан, умерший в Севастополе, Уайтхед.
Перед оставлением Южной стороны города защитники батарею повредили, затем её взорвали союзники. Долгие годы после Крымской войны здесь громоздились труднопроходимые развалины, имевшие дурную славу. В апреле 1883 года городская дума обратилась к правительству с ходатайством о передаче участка бывшей батареи для устройства бульвара. Через год, 7 июня, газета «Крымский вестник» сообщила: «Разрешено устроить бульвар на месте бывшей Николаевской батареи». К территории бульвара отошёл и соседний участок, принадлежавший наследникам графа Остен-Сакена. Они согласились продать его городу при условии установки на нём памятника их именитому родственнику. Устройство бульвара связано с именем городского головы, талантливого инженера-гидротехника Фёдора Николаевича Еранцева. Большие работы по созданию зелёного убранства выполнили известные садовники М. Завадский и Р. Эбериус. Первого сентября 1885 года состоялось открытие бульвара. В 1886 году по проекту архитектора Енукъянова на его территории построили двухэтажное здание ресторана и деревянный павильон-буфет. На первом этаже расположился яхт-клуб. В годы Великой Отечественной здание пострадало, сохранилась лишь часть фасада первого этажа. Судя по ней и по фотографиям, оно было построено в псевдомавританском стиле. После войны его перестроили под летний кинотеатр «Приморский». Ныне он подвергся реконструкции для размещения концертного зала и ресторана «Ильяс». Рядом со зданием яхт-клуба появилось здание Севастопольской биологической станции, на другом конце, в районе современного здания бассейна, в 1884 году построили деревянный городской театр и театральный ресторан. В разное время здесь выступали В.Ф. Комиссаржевская, М.С. Щепкин, в 1900 году с триумфом прошли гастроли коллектива Малого Художественного театра, поставившего пьесу А.П. Чехова «Дядя Ваня». На спектакле присутствовал и автор пьесы. В 1917 году на открытой эстраде Приморского бульвара гремел бас Ф.И. Шаляпина, спевшего знаменитую «Блоху» и сочиненную им песню «К оружию», звучавшую как призыв к революции.
Существенным элементом Приморского бульвара, играющим заметную роль в формировании морского фасада города, являются здания бывшей гостиницы
«Кист» и Института физических методов лечения имени И.М. Сеченова.
Современная планировка Приморского бульвара в основном сложилась к 1905 году, в период подготовки к празднованию 50-летия первой обороны Севастополя. В том году в десяти метрах от берега был сооружён памятник Затопленным кораблям, у северо-восточного мыса бульвара каменной пристанью с лестничным маршем и парапетом оформили начало плавучего моста через Севастопольскую бухту, в формах модерна построили мостик над аллеей, соединяющий бульвар с набережной. Автор проекта - техник-землемер Севастопольской городской управы М.И. Вербицкий. В 1958 году мостик реконструировали по проекту архитекторов А.Л. Шеффера и В.К. Цаккера с заменой утраченного со временем скульптурного фриза. В 1905 году появился и памятник Остен-Сакену. Бульвар стал любимым местом отдыха севастопольцев и гостей города. Григорий Москвич, автор популярного «Практического путеводителя по Крыму», в юбилейном двадцать пятом его издании в 1913 году писал: «В Севастополе превосходный Приморский бульвар с чудным симфоническим оркестром, весьма оживлённый и привлекающий в летнее время множество фешенебельной публики, отнюдь не похожей на жителей провинции, а севастопольские дамы по изяществу и умению носить костюм успешно конкурируют со столицей...»
В 1933 году на Николаевском мысу по проекту архитектора М.И. Долгополова при участии архитектора А.А. Венсана в формах конструктивизма было построено здание водной станции «Динамо», ныне - водная база ЧФ Российской Федерации. Контрастные сопоставления 2-этажного, вытянутого в горизонтальном направлении строения и вертикальных башенных объёмов, смотровая площадка в виде капитанского мостика, круглые окна, напоминающие иллюминаторы, и само место расположения вызывают ассоциации с кораблём. Ступенчатый подиум выполняет функции трибун для зрителей. В 1977 году на Приморском бульваре построили трибуны для зрителей морского парада в День Военно-Морского Флота и плавательный бассейн (архитектор Ю.И. Брауде). Перекликаясь с конструктивными объёмами водной станции, трибуны вносят некоторый диссонанс в историческую застройку Приморского бульвара, они воспринимаются как дисгармонирующие, подавляют памятник Затопленным кораблям, изменяют восприятие морского фасада города.
В послевоенные годы бульвар вырос вдоль проспекта Нахимова до здания Академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского. Проект его реконструкции и расширения выполнили ещё в 1949 году архитекторы П.В. Кумпан, Г.Г. Швабауэр, И А. Сабурова. Они же авторы проекта литой ограды и центрального входа в виде пропилеев с четырёхколонными павильонами.
В последнее время в исторической среде Приморского бульвара появляются более или менее удачные включения, меняющие его облик и восприятие. В 1979 году на подпорной стене между зданиями ИнБЮМа и Дворца детства и юности установили памятник морякам эскадры Черноморского флота. На территории водной станции заложили Екатерининский сквер, там же появилось аннотационно-памятное обозначение (архитектор А.Л. Шеффер) с перечислением российских городов и областей, шефствующих над Черноморским флотом. Строятся новые архитектурные объёмы у зданий бывшей гостиницы «Киста» и ИнБЮМа. Безусловно, Приморский бульвар нуждается в реконструкции, но она не должна быть спонтанной, а чётко спланированной, продуманной и тактичной.