В центре города на Николаевском мысу, на берегу южной части Севастопольской бухты, уютно расположилась Графская пристань - ровесница города. По свидетельству Д.Н. Сенявина, она «была сделана с небольшим в месяц» в июне 1783 года из тесаного камня. Вначале даже не имела названия, но в 1787 году, к приезду в Севастополь Екатерины II, пристань благоустроили, назвали Екатерининской, однако это наименование не прижилось.
В 1789-1790 годах Севастопольской эскадрой командовал контр-адмирал граф М.И. Войнович, имевший обыкновение садиться у Екатерининской пристани в шлюпку. Поэтому моряки и жители города стали называть её Графской. Позже адмирал М.П. Лазарев с возмущением писал в Петербург: «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто без всякого намерения».
При адмирале Лазареве на пристани поставили двух львов, выполненных из мальтийского песчаника, но под воздействием морской воды они стали осыпаться. В рапорте А.С. Меншикову Лазарев в январе 1841 года доносил, что «... я полагал бы на место пришедших в негодность львов выписать из Италии другие, мраморные». У него же появилась мысль обустроить колоннаду и таким образом завершить её строительство. Как утверждают документы, хранящиеся в РГА ВМФ (ф. 326, оп. 1. д. 13950), проект вначале составил инженер-подполковник Адлерберг. Утвердили же другой проект, представленный ещё в 1837 году инженер-полковником Джоном (Иваном) Уптоном, за исключением колоннадной галереи. Но адмирал Лазарев не оставлял попыток завершить задуманное и неоднократно обращался к царю и А.С. Меншикову с этой просьбой. Возможности же устройства колоннады поспособствовали некоторые обстоятельства. В сентябре 1844 года в Севастополе случились происшествия: ночью «один человек с лошадью, впряжённой в дрожки, а другой с конной повозкой по неосторожности и по темноте опрокинулись вниз по лестнице». В этом же месяце адмирал вновь пишет князю Меншикову,
убеждая его в необходимости постройки колоннады, которая «могла бы служить украшением лучшего места в порту и которая по предварительно составленному исчислению обойдётся не дороже 4190 рублей. 69 У, коп. серебром». Такая точность и несчастные случаи убедили всех. В 1846 году портик с колоннадой украсили город. История сохранила и имя одного из её строителей - Аверьяна Павловича Лагутина. Его - основателя династии севастопольских каменотёсов - изобразил Франц Рубо на живописном полотне панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.».
Монументальное сооружение состоит из деревянной пристани, широкой гранитной лестницы, которую фланкируют парапеты с изваяниями львов из белого мрамора итальянского скульптора Ф. Пелличио. Пропилеи, построенные из инкерманского камня, представляют собой колоннаду дорического ордера в два ряда. В каждом из них - шесть каннелюрованных колонн. Колоннада фланкирована массивными пилонами, в нишах которых были установлены четыре мраморные статуи (две утрачены). Антаблемент завершён аттиком с датой постройки - 1846.
По обеим сторонам пристани по проекту инженер-капитана Роде (РЦА ВМФ, оп.1, д. 13543) построены одноэтажные караульные домики, сохранившиеся до наших дней.
Графская пристань стала излюбленным местом севастопольцев, особенно морских офицеров - их своеобразным летним клубом. Здесь ежедневно можно было увидеть П.С. Нахимова: «Выходит ли эскадра или даже отдельный корабль из гавани, идёт ли в гавань, возвращается ли с моря или снимается с якоря - вы увидите Павла Степановича на Графской пристани с его неизменной трубою (зрительной. - Авт.) Скажу более: всякая шлюпка, катающаяся по рейду под парусами, была им замечаема...», - вспоминал соратник адмирала А.Б. Асланбегов. Многие события славной истории Севастополя и Черноморского флота связаны с Графской пристанью. 22 ноября 1853 года торжествующие севастопольцы, собравшиеся на пристани и площади, встречали вице-адмирала Нахимова и русских моряков после Синопской победы. Об этом нам напоминает сегодня установленная на пилоне мемориальная доска. После Крымской войны пристань, пострадавшая от взрыва баржи с порохом, была реставрирована.
11 ноября 1903 года на Графской пристани был схвачен жандармами участник революционных событий в Севастополе страстный пропагандист, агитатор А. Гриневский (писатель Александр Грин).
А через два года 27 ноября с этой пристани отбыл на крейсер «Очаков» мятежный лейтенант П.П. Шмидт, чтобы принять командование восставшими кораблями флота.
Судьба распорядилась так, что именно сюда, на Графскую, весной 1917 года на крейсере «Принцесса Мария» доставили останки руководителей ноябрьского вооружённого восстания 1905 года - П.П. Шмидта, Н.Г. Антоненко, А.И. Гладкова, СП. Частника, расстрелянных на острове Березань.
При советской власти в декабре 1925 года Графскую (Екатерининскую) или Большую Царскую пристань, как её иногда называли, постановлением президиума Севастопольского окружного исполнительного комитета переименовали в пристань III Интернационала. Подвели и базу: «Как приспособленную к приёму океанских пароходов».
Помнит Графская пристань и грозные годы Великой Отечественной. 12 ноября 1941 года фашистские юнкерсы атаковали крейсер «Червона Украiна», стоявший у пристани. Корабль получил несколько прямых попаданий. Личный состав крейсера самоотверженно боролся за его живучесть, но повреждения оказались слишком велики. О гибели крейсера «Червона Украiна» напоминает гранитная доска, установленная у пристани.
В 1995 году по ходатайству Севастопольского благотворительного фонда «Возрождение» в районе Графской пристани установили ещё одну мемориальную плиту из металла, заменённую в следующем году на красный гранит: «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г.»
Как и в прошлом, сегодня Графская пристань - одна из важнейших архитектурных доминант центральной части города. Формируя морской фасад, она подчёркивает его индивидуальность, поэзию морской жизни.