8 мая 1965 года появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении городу-герою Севастополю ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В честь этого события 3 ноября 1977 года на мысе Хрустальный открыли обелиск. Над проектом работал творческий коллектив: архитекторы - А.И. Баглей, Е.П. Вересов, М.Т. Катернога, И.Г. Шамседи-нов, А.Л. Шеффер, скульпторы - И.В. Макогон, С.А. Чиж.
Это помпезное, доминирующее над городом сооружение строилось поспешно, к очередному юбилею - 60-летию Великого Октября. Выполненный в виде стилизованного штыка и паруса из монолитного железобетона, облицованного альминской плиткой, по замыслу авторов, символизирует боевое содружество армии и флота. Обелиск установлен на мощном стилобате площадью около 1200 квадратных метров. Общая высота 59,5 метра. В 1978 году на стене основания обелиска установили три горельефа и смонтировали текст: «Подвиг и Слава твои, Севастополь, вечно в сердцах благодарных людей». На обращенной к бухте грани памятника изображение ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и текст Указа о награждении Севастополя. У обелиска в 1978 году появились два чугунных орудия периода Крымской войны, найденных на бывшем седьмом бастионе при земляных работах. В июле 1999 года их перевезли на Исторический бульвар, установив у здания Панорамы. Спешка при строительстве, нарушение технологии и агрессивная морская среда привели к тому, что памятник стал разрушаться. В 1990 году его решили облицевать листами титана, но грянул 1991-й.
Здесь же, на мысе Хрустальный при советской власти приступили к строительству Мемориального комплекса, посвященного защитникам Севастополя, но, как и обелиску городу-герою, мемориалу и севастопольцам - ветеранам Великой Отечественной явно не повезло. Стройку «заморозили», в её завершение уже не верят, пожалуй, самые стойкие и убежденные в светлое историческое будущее защитники черноморской твердыни. С немым укором ржавеет и разрушается остов здания несостоявшегося музея. Устремились к морю закованные медью с не очень благородной патиной «Матрос и солдат», весьма неудачная гигантская скульптурная композиция, так и не ставшая частью мемориального музейного комплекса. Задуманные с размахом, в духе времени, они превратились в отдельно стоящие в центре города объекты, явно не достойные подвига его защитников в 1941-1942 годах.